Если умеешь радоваться жизни – она будет прекрасной!

Майская беседа с О.В.Унгурьяновым посвящена его увлечениям, хобби. Мы говорили о том, чем Олег Владимирович любит заниматься в свободное время, что доставляет ему радость, дарит жизненные силы и вдохновение… В частности, доктор поведал, почему офтальмохирурги, как правило, оказываются отличными водителями автотранспорта.

***

- Олег Владимирович, Вы – человек многогранный, деятельный, с «огоньком», с «искоркой» в глазах. В одном интервью мы, к сожалению, не сможем рассказать посетителям Сайта обо всех Ваших интересах и увлечениях… Думаю, на эту тему мы ещё не раз с Вами поговорим.  Но начать разговор хотелось бы с мотоциклов. Когда и как двухколёсные «железные кони» вошли в Вашу жизнь?

- Не могу сказать, что мотоциклы в настоящее время являются моим хобби. Также не могу утверждать, что увлекался мотоциклами в детстве и юности.

- Поясните, пожалуйста, какое место занимает мотоцикл в Вашей жизни?

- В течение последнего десятилетия мотоцикл – важная, неотъемлемая часть жизни. Но можно ли назвать это «хобби»? Наверное, дело не в терминах. Просто люблю ездить на мотоцикле. Это удобно.

Мотоцикл даёт удивительное чувство свободы, которое трудно сравнить с чем-либо ещё. Езжу на мотоцикле с большим удовольствием.

И, конечно, мотоцикл – это огромная экономия времени в московских пробках. Моё отношение к этому транспортному средству, в целом, прагматичное. Но нельзя не признать, что мотоцикл делает жизнь лучше!

Унгурьянов офтальмолог

- Когда Вы научились ездить на мотоцикле?

- В подростковом возрасте. Мы тогда жили в Белоруссии, в военном городке. Отец был военнослужащим. У него был мотоцикл «Ява». Потом появился мотоцикл «Урал» с коляской. Я водил мотоцикл по просёлочным дорогам. Там, где практически не было автодорожных инспекторов, и были большие шансы остаться незамеченным.

- Автомобиль в Вашей родительской семье тоже был?

- Во времена моего детства в родительской семье был только мотоцикл. И даже его в советское время было приобрести довольно сложно. А личные автомобили считались роскошью. В нашем военном городке они были только у нескольких офицеров. Своими «Жигулями» папа обзавёлся уже в конце жизни, когда он был на пенсии и жил в Краснодарском крае, в Ейске. Там и сейчас живут мама и сестра.

- Став взрослым, Вы продолжали ездить на мотоцикле?

- Нет. Своего мотоцикла у меня не было. И во взрослом возрасте я считанные разы на него садился.

- Когда Вы стали байкером?

- В 2010 году. Уже перешагнув сорокалетний рубеж.

- Почему у Вас возникло такое желание?

- В современной Москве я не являюсь исключением. Многие москвичи и москвички приобщаются к мотоциклу сравнительно поздно. Когда люди уже старше тридцати и старше сорока. Не вижу в этой тенденции ничего плохого! «Возрастные» водители обычно ездят аккуратнее, размереннее, не «выпендриваясь», соблюдая правила дорожного движения.

Решение приобрести мотоцикл и активно его использовать – совмещение приятного с полезным. Возможность «справиться» с городскими пробками, передвигаясь по городу быстрее. Почувствовать дух свободы.

Также байк является прекрасным «мотиватором» для того, чтобы держать себя в хорошей спортивной форме. Езда на мотоцикле – отличная физическая нагрузка.

О мотоцикле можно рассказывать много. Он оказывает влияние не только на тело, но и на мозг, на душу. С одной стороны, я не считаю себя «экстремалом», не люблю идти на неоправданный риск. С другой стороны, мне близок энергичный, спортивный стиль езды. Приятно проехаться с ветерком, в полной мере насладиться мощью и техническим совершенством «железного друга».

- Олег Владимирович, в начале нашей беседы Вы упомянули, что не считаете байк своим увлечением. Но Ваш рассказ о нём наполнен теплотой и яркими деталями. Поэтому трудно поверить, что мотоцикл для Вас – это просто транспортное средство, призванное доставить человека из пункта А в пункт Б.

- Всё, что я делаю в жизни, всё, чем занимаюсь – делаю с удовольствием. Это жизненный принцип, который относится и к работе, и к личной жизни, и к увлечениям. Если умеешь радоваться жизни – она будет прекрасной!

- Мотоцикл помогает радоваться жизни?

- Вне всякого сомнения! Не могу сказать, что я активно вовлечён в байкерскую культуру… Поэтому и засомневался в начале нашей беседы, действительно ли мотоцикл – это моё хобби? Есть много людей, гораздо более увлечённых этой сферой жизни.

Например, я ещё ни разу не принимал участия в байкерских фестивалях. Кроме того, ни разу не совершал больших путешествий на мотоцикле, хотя есть люди, объехавшие на нём вокруг света. Для меня байк – это транспорт, с помощью которого я добираюсь на работу, езжу по каждодневным делам, совершаю воскресные выезды на природу и, по возможности, получаю удовольствие.

Унгурьянов офтальмолог

- Самое главное, что мотоцикл у Вас активно используется, а не простаивает в гараже!

- В этом Вы можете не сомневаться! В тёплое время года, с мая по сентябрь, мотоциклмой основной вид транспорта. За руль автомобиля в это время стараюсь садиться как можно реже. Это может случиться в дождливую погоду. А в остальное время - везде на мотоцикле!

- Вероятно, с каждым годом Вы ездите всё лучше и лучше.

- Когда серьёзно углубляешься в какое-либо дело, то автоматически начинаешь в нём совершенствоваться. Жизнь – это движение вперёд. Постоянно хочется учиться чему-то новому. Научиться ездить на мотоцикле ещё лучше, ещё увереннее – одна из моих жизненных целей.

Точно также для меня важно постоянно совершенствовать знание английского языка. И в профессиональной деятельности важно постоянно двигаться вперёд, разрабатывать новые офтальмохирургические технологии – этим я и занимаюсь!

Мотоцикл – мужской атрибут. Я бы говорил скорее не об «увлечении», а о составной части мужской жизни, мужского имиджа.

- Мотоциклы делают мужчин более мужественными?

- На мой взгляд, да! Как-то я задумался над тем, что подростковое увлечение дзюдо позднее привело меня к желанию ездить на мотоцикле. Возможно, эта мысль кому-то покажется странной. Но, думается, что мотоциклы и боевые единоборства затрагивают в мужской душе одни и те же струны.

С другой стороны, в последнее время появляются всё больше дам-байкеров. И они выглядят красиво, женственно и грациозно! Мотоцикл делает мужчин более мужественными, а прекрасных леди – более женственными. Он «впрыскивает» адреналин всем, кто в этом нуждается.

Есть огромное число людей, которые ездят на мотоцикле лучше, чем я. Есть много тех, у кого гораздо больше опыта в этой сфере… Но для меня важно, что сегодня я езжу лучше, чем пять лет назад и гораздо лучше, чем десять лет назад. Этот прогресс не может не радовать! Если не чувствуешь прогресса, не учишься чему-то новому, не стремишься ни к чему, то есть опасность, что нежданно нагрянет старость.

- Не могли бы Вы рассказать о мотоциклах, которые были у Вас в течение последних десяти лет?

- Мой первый мотоцикл – «Кавасаки». Достаточно мощный. Простой в управлении. Комфортабельный. Надежный. Со сравнительно простыми, но разумными электронными системами. Это был именно тот мотоцикл, на котором хорошо учиться ездить. Да, у меня были навыки езды, полученные ещё в подростковом возрасте. Но, по сути, учиться ездить на мотоцикле пришлось заново. «Кавасаки» стал отличным учителем!

- У Вас не было травм, связанных с мотоциклом?

- Слава Богу, серьёзных травм у меня не было. Я не экономил на экипировке. Это тоже важный аспект безопасности! Ездил с умом, не лихачил. Но падения и неприятные инциденты на дорогах случались. Думаю, их не смог избежать ни один байкер.

Когда я сел за руль мотоцикла, то почувствовал сопричастность с «байкерским братством», хотя, как уже упоминал в нашей беседе, не считаю себя «байкером до мозга костей».

- В чём проявляется эта «сопричастность»?

- В первую очередь, сопричастность проявляется во взаимопомощи. Во всяком случае, в Москве байкеры, как правило, относятся друг к другу внимательно и доброжелательно. Если кто-то упал или просто остановился – ему обязательно предложат помощь, спросят: «Всё ли в порядке?»

Я еду на байке и часто замечаю, что незнакомые мотоциклисты приветствуют друг друга кивком головы. Особенно это заметно в мае, в начале сезона.

- Какой мотоцикл у Вас появился после «Кавасаки»?

- Вторым мотоциклом была «Хонда». Она прослужила мне шесть лет. Это более мощная, более тяжёлая машина, чем «Кавасаки». Она сложнее в управлении, но тоже доставила немало радости. Отличная, надёжная машина!

А сейчас у меня БМВ. Один из самых совершенных и «навороченных» мотоциклов, которые на сегодняшний день существуют в мире.

- По городским пробкам байкеры обычно ездят между рядов автомобилей. Это не опасно? Мотоциклисты и автомобилисты не мешают друг другу?

- На мой взгляд, в Москве, в целом, сформировалась культура вождения, которая учитывает интересы и автомобилистов, и байкеров. Байкеры в Москве не являются «экзотикой». Их становится всё больше. Участники движения к ним привыкли.

Всем приносит пользу тот факт, что часть участников дорожного движения пересели из машин на мотоциклы. Это способствует рассасыванию пробок. Да, байкеры ездят между рядами машин, по сравнительно узкой полосе. Обычно используется предпоследняя полоса с левой стороны.

Опасно ли это? С точки зрения статистики, человек на мотоцикле на самом деле подвергает себя большей опасности, чем водитель в салоне автомобиля, но если участники дорожного движения соблюдают правила, то проблемы не возникают.

- Как нужно вести себя участникам дорожного движения, чтобы не мешать друг другу?

- Эти правила хорошо известны. Автомобилистам необходимо включать соответствующие сигналы (поворотники) перед тем, как они начинают поворачивать. Также нельзя открывать двери и начинать высаживать пассажиров прямо на дороге… Никто из байкеров не ожидает, что автомобили будут уступать им дорогу. Этого и не требуется!

Более того, это может создать опасную ситуацию. Если автомобилист «из вежливости» даст крен влево, чтобы пропустить обгоняющего его справа байкера, он может создать помехи для других участников движения. А вдруг с левой стороны к машине приближается другой байкер!

- Тогда желая уступить дорогу одному байкеру, автомобилист столкнётся с другим.

- Может произойти такая ситуация. Или он сам врежется в ограждение. Или может задеть пешехода на обочине дороги…

Аварии на дороге происходят именно тогда, когда участники дорожного движения начинают себя вести нелогично, непредсказуемо, неадекватно. Если никто не может предугадать, как поведёт себя другой водитель в течение нескольких секунд, что ему взбредёт в голову, то происшествий, в том числе и трагических, бывает трудно избежать.

Кстати, хирурги, в том числе офтальмохирурги, как правило, хорошие водители. Это относится и к управлению автомобилем, и к езде на мотоцикле.

- Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

- У хирургов обычно хорошо развито 3D-мышление, т.е. трёхмерное, объёмное пространственное мышление. Для опытного хирурга не составляет труда одновременно смотреть вперёд, назад, в стороны и вниз. Он видит практически всё и всех, кто находится рядом с его машиной.

Кроме того, врачи привыкли к необычным, порой неадекватным пациентам. Поэтому если кто-то из участников дорожного движения странно ведёт себя на дороге, это не выведет хирурга из равновесия.

- Олег Владимирович, в нашей беседе Вы сказали много добрых слов о мотоцикле. Но мне трудно поверить, что «транспортная тема» всегда доставляет Вам удовольствие.

- Этого я не утверждал! Надо просто уметь радоваться жизни! Но, с другой стороны, в жизни случаются вещи, которые надо перетерпеть, стиснуть зубы и жить дальше… Иногда после работы мне приятно ехать домой. Едешь с ветерком, слушаешь музыку – и уже в дороге начинаешь отдыхать. А иногда такая усталость накатывает, что дорога совсем не радует.

Всё-таки ездить на мотоцикле по пробкам требует напряжения! В любом случае, хорошо иметь выбор: поехать куда-либо на своей машине, на мотоцикле, на такси - либо на общественном транспорте.

Сейчас у людей, в большинстве случаев, такой выбор есть. Практически у всех байкеров имеются личные автомобили. Т.е. мотоцикл – это не единственное транспортное средство, как это часто было в советские времена, а «дополнительное». Большой плюс сегодняшней жизни!

- Ваш отец в советское время был вынужден всегда и в любую погоду ездить на мотоцикле т.к. своего автомобиля у него не было, а сейчас водитель сам решает, хочет ли он проделать путь в тёплом салоне машины, в мягком кресле, или проехаться «с ветерком» за рулём мотоцикла.

- Байк – это драйв, кайф, адреналин… Хотя и автомобиль, вне всякого сомнения, может доставить владельцу немало радостных минут.

Кстати, в Москве довольно часто устраивают мото-джиханы. Занятия, которые проводятся на специальных площадках. Они направлены на повышение мастерства водителей. Люди приезжают, чтобы научиться лучше управлять мотоциклом. Я тоже принимал участие в таких мероприятиях.

- Ваши родные и близкие разделяют интерес к байку?

- В первую очередь, это относится к моей старшей дочери Жени. Ей очень нравится кататься с отцом!

- С друзьями говорите на эти темы?

- Часто говорим и о машинах, и о мотоциклах. Разные модели обсуждаем. Примечательные случаи на дороге друг другу рассказываем.

- Мотоциклу мы с Вами уделили много внимания. Но, вероятно, четырёхколёсные транспортные средства также занимают в Вашей жизни важную роль.

- Когда я жил и работал в Хабаровске, машины у меня не было. Кстати, жил я в нескольких сотнях метров от работы, поэтому ходил в клинику пешком.

В 2000 году, т.е. 20 лет назад, переехал в Москву. Практически сразу в столице у меня появилась машина «Жигули». Подержанный советский автомобиль, купленный для того, чтобы научиться ездить. Довольно быстро я приобрёл свою первую «настоящую» машину - «Хонда-Интегра». Спортивная машина – купе. Элегантный, красивый, мощный автомобиль. Купил я эту машину – и поехал с семьёй в гости к родителям в Ейск.

- Наверное, им было приятно!

- Машина стала для папы и мамы символом того, что сын чего-то достиг в Москве!

- Тоже важный аспект темы!

- А как может быть иначе! И автомобили, и мотоциклы были и остаются символами успеха, его «осязаемым воплощением».

- Какие ещё машины Вам запомнились?

- Одно время у меня был автомобиль «Субару-Легаси». У него откидывалось заднее сидение, и образовывалась кровать. Мои дочки тогда были маленькими. И они любили спать прямо в дороге, удобно устроившись на этом ложе. В то время ещё не было таких строгих правил, касающихся нахождения несовершеннолетних в детских сидениях.

- О каких-нибудь случаях на дороге расскажете?

- Мне всегда помогали на дороге, если в этом была необходимость. И я поступал также. Всегда останавливался, если нужно было кому-то помочь. Помню зимой мой первый автомобиль «Жигули» заглох, когда я находился на МКАД. А в то время ещё не были распространены мобильные телефоны. Я не мог вызвать эвакуатор.

- Вам помогли?

- Да. Остановилась «Волга». Её водитель предложил взять меня на буксир и довезти до нужного места.

- Любезное поведение на дороге!

- Этот случай мне запомнился потому, что тогда я только учился водить машину.  Водитель «Волги» предложил мне сесть за руль его машины, а сам он сел за руль моих заглохших «Жигулей».

- Почему Вы решили «обменяться» водительскими местами?

- Он сказал, что не знает дороги, не знает, куда ехать… Ведь в то время, как Вы помните, ещё не было навигаторов. Это был 2000 год. Поэтому мой «спаситель» и предложил мне управлять его «Волгой», чтобы мы доехали до моего дома. Я только учился «справляться» с «Жигулями». А у «Волги» - свои особенности… Но ничего страшного! Мы доехали, справились.

Кстати, хотел бы вспомнить один случай из американской жизни. В 1996 году я был с коллегой в гостях в США, в пригороде Чикаго. Об этой поездке мы говорили в прошлый раз. Мы тогда шли где-то пешком и заблудились.

Мы шли по пустынной дороге. Пешеходов не встречали. Но проезжало много машин. Я пытался остановить какую-либо машину, чтобы понять, где мы находимся и куда идти. Интенсивно махал руками, но ни одна машина не остановилась. Видимо, это в Америке не принято.

Хотя по моей жестикуляции было понятно, что двум людям требовалась помощь. Но американские водители равнодушно проезжали мимо. А в России в таких ситуациях обычно останавливаются и предлагают помочь.

- Олег Владимирович, какой автомобиль у Вас сейчас?

- Полноприводный кроссовер «Порш Макан». Очень удобная, комфортабельная, маневренная, быстрая, мощная машина.

Унгурьянов офтальмолог

- Что Вы любите слушать в салоне?

- Часто включаю учебные записи. В основном, английский язык. А для отдыха люблю слушать «Радио Шансон».

- Олег Владимирович, в этот раз мы с Вами говорили о машинах и мотоциклах. Но у Вас ещё немало увлечений. В частности, Вы много внимания уделяете и летним, и зимним видам спорта. Хотелось бы побеседовать об этом в следующий раз!

 

Беседу вёл Илья Бруштейн